Million-flowers74.ru

Миллион подарков
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиции таджикской свадьбы

Таджикская свадьба

Одним из самых любимых и почитаемых в народе обычаев, конечно, является национальная свадьба. У разных народов она происходит по-разному, но сегодня хочется рассказать о том, как этот праздник отмечают у таджиков.

Свадьба – мероприятие серьезное, требующее много сил и вложений и обставляется она по особенному, с соблюдением всех правил и ритуалов.

Если быть в своем рассказе последовательным, то конечно нужно начинать со сватовства. Именно оно является у таджиков первой церемонией, связанной с браком. Здесь происходит официальное представление молодых, знакомство их семей, назначается день помолвки и оговаривается размер калыма.

Да-да, калым до сих пор непременный атрибут любой свадьбы. И не спешите осуждать кого-то за отсталость взглядов. По мне, так калым несет в себе больше положительных аспектов, чем отрицательных. Посудите сами, как новоиспеченный муж будет относиться к молодой жене, выложив за нее ну очень «кругленькую» сумму, если меньшую по стоимости машину, обихаживает каждый день? Конечно это шутка, но в ней, как вы понимаете, есть рациональное зерно.

Итак, помолвка.

У таджиков слово «помолвка» имеет три значения: «кабулдоран» («согласие обладать»), «ошхуракон» («угощение пловом») и «оклик» («чистота, белизна»).

Руководствуясь именно последним термином, родители невесты приносят на торжество белую материю, гарантируя тем самым непорочность и чистоту своей дочери.

В состоятельных таджикских семьях принято устраивать дополнительный ритуал, называемый — «закрепление помолвки». Конечно, это более масштабное и дорогостоящее событие, но ведь и свадьба делается не каждый день.

Это действо, как правило, проводится в доме невесты и обставляется с соблюдением многочисленных деталей.

Родственники со стороны жениха приносят в дом невесты красивые подносы — «лайли», обязательно в четном количестве, на которых разложены ритуальные подарки.

На первом лежат сдобные свадебные лепешки: «гуль-нон», «фатир», «кульча», которые имеют сакральное значение оберегов и пожелания молодым счастливой семейной жизни. Второй поднос доверху наполнен ингредиентами для свадебного плова (рис, мясо и тд.). Третий поднос самый «вкусный», туда обычно кладут всевозможные сладости, дабы жизнь у молодых была подобно меду. Четвертый же предназначается персонально для невесты, атрибуты для свадьбы, причем в их числе, обязательно должен быть белый платок, материя для платья и белые туфли.

Собственно после такого, свадебного торжества уже не избежать!

Основной особенностью таджикской свадьбы является то, что она всегда отмечается в доме невесты. Именно здесь накрываются столы, угощают гостей, сюда же приезжает и счастливый жених. Три дня он обязан провести в доме будущей жены. И только потом приезжают его друзья и забирают пару в дом родителей жениха.

Традиционно, молодожены первый год после свадьбы живут в доме родителей супруга, и лишь впоследствии могут переезжать в собственное жилье.

А теперь, собственно, о дне свадьбы.

Утром назначенного дня, жених в расшитом золотом национальном халате – чапане, с друзьями и родственниками, под звуки оркестра народных инструментов, приезжает в дом невесты, где их радушно встречают и щедро угощают. Молодая, тоже в национальном свадебном наряде ожидает жениха в окружении подруг.
В доме, на почетном месте развешиваются все ее наряды и «чимилик» (плотная занавеска в углу комнаты, призванная скрыть молодых во время отправления обрядов и таинств). Рядом с ним висит нож, деревянная ложка, и стручок острого красного перца. Нож символизирует сильного и смелого сына; ложка должна «помочь» родить дочку-хозяйку, а перец, по поверьям оберегает молодую семью от сглаза.

По традиции, невеста выходит к собравшимся в окружении подруг, которые держат над ее головой расшитый золотом коверсимвол счастливого нового дома. Девушку провожают в «чимилик», туда же, сопровождаемый друзьями, входит и жених. Родители невесты читают молодым благословляющую молитву, к которой присоединяются все присутствующие.

Затем благословленных молодых 3 раза обводят зажженными свечами, дабы отогнать всех злых духов, а после паре приносят мед. Соблюдая ритуал, жених сначала сам попробует мед, а потом подносит его и невесте, чтобы их дальнейшая жизнь была сладкой и безмятежной.

Близится время самого главного свадебного обряда — «никох», аналогичного русскому венчанию. Его обязательно проводит мулла (священнослужитель), который прочитает молодым особые суры из Корана. Во время чтения, мулла один за другим снимает с головы невесты 7 платков, получая на каждый снятый платок от жениха согласие на брак. После молитвы мулла подает паре кубок с намоленной водой, из которого они поочередно отпивают по глотку, что подтверждает согласие молодого мужа защищать и обеспечивать жену, а ее, в свою очередь, слушать и почитать мужа.

Подготовка к обряду «никох» молодоженами соблюдается очень тщательно. Всю неделю до него они проводят за молитвами и соблюдают пост. Невеста в этот период шьет свадебный наряд, а жених обустраивает их будущее жилье, чтобы молодой жене было уютно и спокойно на новом месте.

После совершения обряда венчания, молодые в сопровождении гостей едут в ЗАГС, а далее по плану все собираются на праздничное пиршество, которое сопровождается обильным угощением, веселыми плясками и красивыми лиричными песнями.

Раньше к свадебным церемониям приурочивались различные спортивные состязания и конные скачки, сегодня такое можно увидеть только в сельской местности, у очень зажиточных молодоженов.

Гуляния заканчиваются далеко за полночь, как правило, уже без молодых, которые уезжают в дом жениха, там им предстоит еще несколько свадебных ритуалов, о которых, мы пожалуй умолчим.

«Шиковать там нельзя теперь»

С июня 2007 года в Таджикистане действует закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов». Населению запрещено пышно отмечать свадьбы и мелкие праздники, а также организовывать богатые похороны и траур. По задумке законодателей многочисленные ограничения должны защитить моральные устои и снизить уровень бедности населения. За 11 лет закон исправляли и дополняли четырежды, расширяя полномочия контролирующих органов и попутно увеличивая число запретов. Самиздат выяснил, что стало основанием для ограничения торжеств и традиций, как население соблюдает закон и чего в результате удалось добиться властям Таджикистана.

Как и многие его земляки, уроженец Таджикистана 26-летний Ибрагим однажды отправился в Россию на заработки. Обратно он приезжал редко, а когда всё-таки возвращался — не оставался надолго. Спустя год в трудовой миграции ему удалось поступить в Московский финансово-юридический университет (МФЮА). Затем — получить гражданство РФ и выпуститься с высшим образованием по специальности «финансы и кредит» в 2016 году.

Читать еще:  Тамада на свадьбу цены недорого

По профессии Ибрагим не работает, выгоднее оказалось быть водителем. Ему платят от 60 тысяч рублей — намного больше, чем за то же самое в родной стране. В октябре мужчина впервые за долгое время собирается вернуться в Таджикистан, чтобы жениться. В последний раз он побывал на настоящей таджикской свадьбе более 11 лет назад, ещё до принятия закона «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов». С тех пор многое поменялось.

Свадьбы в Таджикистане — традиционно чрезвычайно затратное дело. Один только выкуп, приносимый в дар родителям невесты, раньше мог обойтись жениху, по разным оценкам, от двух до пяти тысяч долларов. Впрочем, говорят, что просить могли даже больше.

На подготовку же самого торжества таджики тратят и вовсе бешеные по меркам страны деньги. Сотни и тысячи долларов уходят на музыкантов, церемониальные подарки и праздничный стол. Позволить себе шикарный праздник может не каждый. Однако желание не ударить в грязь лицом перед соседями, знакомыми и друзьями преследует всех и зачастую оказывается сильнее рационального мышления. «Айбай» (или «айб аст». — Прим. ред.), стыдно перед другими — так это называется.

«Насколько я знаю, шиковать там нельзя теперь: могут оштрафовать на несколько тысяч сомони, — рассказывает водитель-финансист Ибрагим. — Это для таджика очень большие деньги».

«У таджиков очень много расходов на совершенно ненужные вещи. Идёт пошив матрацев, так называемых курпачей, расшитых вручную подушек. Каждый день вижу, как они везут с базаров целые горы ваты — чтобы эти подушки набить. Есть ещё важная традиция: оши нахор, предсвадебный плов. Утром со всей округи собираются соседи и варят плов. Могут 200 килограммов сварить в огромном котле посреди двора», — рассказывает Леонард, автор треда «100 фактов о Таджикистане» в Twitter.

Из ситуации, когда есть кто-то богаче тебя, таджики видят один-единственный выход: найти деньги и сделать круче. По словам юриста Навруза Одинаева, до принятия закона свадьба обходилась одной стороне в 8–10 тысяч долларов. Средняя зарплата при этом составляла всего около 100 долларов. Таджики брали кредиты и гуляли в долг, чтобы сразу после свадьбы оставить семью и уехать на заработки. Бывало и наоборот: сперва ехали в Россию, а потом спускали деньги на одну, зато шикарную свадьбу на родине. Оставаясь ни с чем, снова уезжали работать. В меньших масштабах, но подобное встречается до сих пор.

Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов» должен был побороть иррациональное поведение и положить конец обнищанию таджикских семей. Это становится ясно из текста документа, который даёт весьма конкретные представления о том, как власть задумала всё исправить.

На свадьбу с 2007 года разрешается приглашать не более 150 человек. Кортеж, который повезёт влюблённых в ЗАГС, ограничен четырьмя машинами. Бракосочетание разрешается отмечать не более двух дней и никак не дольше трёх часов. В довесок закон упразднил целых 16 свадебных обрядов. Все они предполагали либо одаривание, либо забой скота и трапезу. Не попавшие под запрет традиции ограничивались в масштабе. Скажем, смотрины (арусбинон) и посещение зятем родителей жены (домодталбон) разрешены — с тем лишь условием, что будут проводиться в домашней обстановке и в узком семейном кругу, то есть не более 15 человек.

Новые правила коснулись не только свадеб. В последней на данный момент редакции закона требуется экономно праздновать официальные государственные праздники; обряды, связанные с рождением ребёнка; торжества по случаю обрезания; похороны и даже дни рождения. Экономно отмечать праздник — значит, как правило, накрывать исключительно скромный стол (дастархан) и не резать скот по любому, даже самому незначительному поводу. Последнее считается расточительством. Отдельной статьей запрещено осыпание деньгами во всех торжествах и обрядах.

Почти вручную законодатели пытаются отвадить граждан от привычки разбрасываться деньгами. Для пущего эффекта за исполнением закона следят специальные комиссии и отдельный государственный орган — Комитет по делам религии, регулированию народных традиций, торжеств и обрядов Республики Таджикистан. Всем им помогает Агентство по борьбе с коррупцией. Их методы кому-то могут показаться неправильными. Зачастую на нарушителей закона доносят информаторы, которым относительно легко затесаться среди толпы гостей.

Таджики в свою очередь по-разному обходят установленные для них ограничения. Например, могут пригласить на свадьбу не 300, но хотя бы 200 человек. Сесть по разным столикам, словно просто обедают, а на вопросы отвечать, что не знакомы друг с другом. В этом случае всё зависит от досматривающего. Леонард объясняет: «Они собаку на этом съели, не так просто их обмануть. При этом штрафуют за нарушение закона как участников свадьбы, так и заведение, которое они оккупировали». Другая возможность, добавляет он, — уехать в Киргизию, с которой граничит Согдийская область. Там таджики переходят границу, отмечают свадьбу и возвращаются назад.

Нарушителей закона облагают крупными штрафами. Для физических лиц сумма составляет 5000 сомони (около 35 тысяч рублей). Должностные лица платят 25 000 сомони (около 173 тысяч рублей), предприниматели — 35 000 сомони (243 тысячи рублей). Последняя поправка к закону, подписанная президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном в августе 2017 года, ужесточила наказание для чиновников, правоохранителей и их детей. Им за нарушение может грозить увольнение со службы.

Однако, судя по всему, перспектива потерять деньги или работу из-за семейного праздника не останавливает таджиков. За 10 лет в стране выписано 4164 штрафа на сумму почти в 12 миллионов сомони, или около 83 миллионов рублей.

В феврале 2018 года стало известно, что на нарушениях попались и были оштрафованы также 13 госслужащих, а директор Национальной библиотеки Таджикистана Сайфиддин Назарзода и вовсе лишился своего поста. Сын чиновника устроил свадьбу на 300 человек, тем самым вдвое превысив разрешённое количество гостей. На предсвадебный плов к нему пришли гости из Агентства по госфинконтролю и борьбе с коррупцией Республики Таджикистан, которых никто не ждал. Назарзода настаивает, что дело против него было сфабриковано.

Читать еще:  Каталог ведущих на свадьбу

Для желающих несмотря ни на что устроить шикарную свадьбу есть простой и понятный всей стране способ: дать взятку. «Мне нужно было сделать документ, дело десяти-пятнадцати минут. Госслужащий сказал приходить через неделю. Я ему ответил: слишком долго, мне нужно быстрее. Он написал на бумажке цифру 100. Говорю: всё понял. Документ был готов через 15 минут. Везде так, и со свадьбами тоже. Всё упирается в деньги», — объясняет Леонард.

За последние несколько лет в СМИ периодически всплывали громкие случаи нарушения закона. По мнению Леонарда, это показательные процессы — например, дело директора Национальной библиотеки Назарзоды. Все эти дела направлены против тех, кто «не в клане». Приближённые президента Эмомали Рахмона, его семья и друзья остаются неприкосновенными и всё так же занимают важные должности. Раскол между бедными и богатыми, лишёнными привилегий и власть имущими, вопреки цели закона, только усугубляется.

«Доподлинно известно, что крупные чиновники выдавали своих детей с такой помпой, что римским императорам было бы завидно, — уверен Умед Джайхани, уроженец Горно-Бадахшанской автономной области и исследователь таджикской культуры. — Но уволили только директора Национальной библиотеки — потому что его на этом поймали».

«Грубо говоря, правительство начало заботиться о гражданах. Люди у власти поняли, что если к народу как к детям не относиться и не направлять их, они сами себя загонят в яму. Поэтому „извините, ребята, мы лучше знаем, как жить“ — отсюда такие интересные законы», — полагает Леонард. Он соглашается, что всё это слегка напоминает антиутопию, но думает, что жёсткие методы правительства обусловлены национальными особенностями.

Часть населения Таджикистана считает, что законом «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов» государство ущемляет их гражданские права и свободу вероисповедания. У них есть веские причины так думать: некоторые статьи закона действительно затрагивают религиозные обряды, а комиссиям выданы чрезмерные полномочия — вплоть до права вторжения на территорию личной собственности. Считается, что урегулирование традиций может быть связано с желанием правительства уменьшить влияние Партии исламского возрождения Таджикистана (ПИВТ), которая считалась единственной оппозиционной партией в стране. В 2015 году её обвинили в попытке государственного переворота и ликвидировали.

Генеральный директор юридической компании «Химоя» Навруз Одинаев полагает, что сверхвысокие траты таджиков на проведение торжеств — это постсоветское явление. По его словам, после распада СССР в деревнях появились муллы, знатоки мусульманского культа, которые хоть и знали главы Корана, однако не понимали их сути. Профессия считалась почётной и обеспечивала таких людей деньгами и уважением. Мулл приглашали на все деревенские торжества, с их лёгкой руки в обиход вошли далекие от религии обычаи.

Закон «Об упорядочении традиций, торжеств и обрядов» имеет двоякое значение, считает Умед Джайхани. С одной стороны, он действительно сподвигает народ не тратить деньги почём зря, но с другой — способствует падению спроса на всё, что связано со свадьбой. Все те, кто был занят в сфере околосвадебного бизнеса, либо разорились, либо потерпели значительные убытки. Зато выросла и без того великая армия чиновников, а вместе с ней — расходы на содержание бюрократического аппарата.

Впрочем, есть свидетельства, что простой народ, люди со средним достатком и ниже, оказались скорее обрадованы новыми правилами. «Для людей, которые не могли себе позволить большие траты, этот закон стал чем-то вроде щита. Раньше приходилось из-за „айбай“ идти на большие растраты, а тут закон — и ничего не поделаешь», — рассказывает Навруз Одинаев. Деньги лучше потратить на детей или, как предлагает текст документа, на улучшение жилищных условий, чем на пустое бахвальство, — только чтобы сосед не сплетничал за спиной.

В обществе потребления, граждане которого не привыкли считать копейки, таджикские традиции чувствовали бы себя замечательно. Обычно государство стимулирует потребление, чтобы наладить постоянный оборот товаров и денежных средств, — это и называется обществом потребления. Чем больше потребляешь, тем больше производишь. «Что до Таджикистана, то повышение спроса на потребление здесь приводит не к увеличению производства, а к обнищанию», — подчёркивает Джайхани.

Нынешний путь запретительных решений ни к чему не приведёт, считает он: следует реформировать экономику. Часть населения избавлена от необходимости тратить огромные деньги на свадьбы и обряды. Однако это не означает конец «айбая». Прежде шикарно праздновали и тратили деньги в открытую, теперь — подпольно.

От ЗАГСа до могилы: как регламентируется жизнь таджика

Поделиться сообщением в

Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Внешние ссылки откроются в отдельном окне

    Приготовления к свадебным торжествам детей во многих таджикских семьях начинаются задолго до самой свадьбы, нередко сразу после рождения детей.

    С этого времени родители, беспокоясь о самом счастливом и долгожданном дне, начинают собирать приданое для дочери и думать о калыме для сына.

    Несмотря на то, что экономическая ситуация сегодня очень сильно влияет на стоимость подарков и размах торжества, жители страны стараются соблюсти основные традиции и правила проведения свадебных мероприятий.

    При этом в Таджикистане все больше появляется пар, чьи родители договариваются об отказе от калыма — некогда обязательного условия проведения свадьбы, а в городах стороны отказываются от выкупа.

    Спрос на приданое

    Почитатели национальных традиций уверены, что старинное наследие несет в себе практическую пользу, а потому актуально и сегодня. По их мнению, вступающие в самостоятельную жизнь молодые пары благодаря приготовлениям взрослых менее зависимы от обстоятельств и более подготовлены к реальным будням.

    Противники проведения пышных торжеств считают, что свадебные расходы становятся обременительной ношей, из-за которых таджики, стремясь провести торжества с размахом, залезают в долги и уезжают на заработки.

    По словам современных свах, выкуп за невесту и ее приданое необходимы для создания материальной базы для молодой семьи.

    Жительница города Куляб на юге Таджикистана Бибигуль Мирова, мать трех дочерей, приданое для детей приобретает уже сейчас.

    «Я стараюсь дарить своим дочерям на их дни рождения золотые украшения, которые станут потом частью приданого. Многие семьи сейчас приобретают украшения на средства, которые приносит жених в качестве выкупа невесте. Золото — показатель состоятельности. Это повышает статус невесты и ее семьи», — рассказывает Бибигуль Мирова.

    «Ведь свекрови бывают разные, — продолжает Бибигуль, — в том числе и такие, которые могут потом попрекнуть девушку, если родители собрали ей мало приданого. Оно бывает разным, покупают бытовую технику, дорогую посуду, мебель, постельное белье. Все это потом невеста отвозит в дом жениха».

    Читать еще:  Свидетельство о регистрации серебряной свадьбы

    Нередко главным критерием выбора будущей жены становится богатое приданое. Чем оно больше, тем выше «спрос» на невесту, и, соответственно, больше претендентов на ее руку и сердце.

    «Отсутствие приданого, скромность подарков или размер подношений может стать причиной скандалов. Сейчас женихи выбирают богатых невест. Состоятельность помогает в будущем пережить экономические неурядицы», — поясняет профессиональная сваха Ойти Хакимова, жительница города Худжанда.

    Калым и выкуп, как необходимое условие свадьбы сохранены, но даются и собираются они исключительно, как помощь детям для будущей жизни. Во время сватовства стороны договариваются о сумме расходов, взаимопомощи и размере выкупа за невесту Уфлат Мамадшоева, жительница города Хорог

    И приводит пример: мужчина не может себе найти работу, а невеста пришла в дом состоятельная, да еще и работящая.

    «Нередки случаи, когда мужчины безработные сидят, а жены работают. Но, конечно, все индивидуально, но традиции очень давят на людей, есть много ненужных условностей. К сожалению, сейчас ищут не женщину и хозяйку, а приводят в дом помощницу, служанку», — говорит Хакимова.

    С ней согласна и жительница Душанбе Зарина Хушвахтова, видя в национальных традициях, регламентирующих вопросы калыма и приданого, «нечто унизительное для женщины»: «Муж, выкупая невесту, приводит в дом не любимую жену, а служанку и домработницу, которая обязана отработать потраченные на нее средства», — говорит Хушвахтова.

    Женщина уверена, что «давние обычаи, которые имели смысл много веков назад, сегодня утратили его. Если у родителей и родственников молодоженов есть возможность помочь молодой семье это хорошо, но при этом не должно возникать обязательства отработать, вернуть долг».

    Против проведения пышных торжеств не раз выступали таджикские власти и духовенство. Запрещали, просили, но результатов это не принесло.

    В качестве выкупа за невесту приносят отрезы для платьев, одежду, постельное белье, драгоценности, а также продукты питания, которые затем используются на свадебных мероприятиях в доме невесты.

    Согласно традиции, приданое невесты выставляется на всеобщее обозрение, чтобы гости увидели ценности, которые получили жених и невеста после свадьбы.

    У девушек, не имеющих богатого приданого, меньше возможностей для выбора женихов и немного шансов выйти замуж.

    Торжества с размахом

    В разных регионах Таджикистана традиционные свадьбы сильно различаются между собой.

    На севере страны к исполнению всех принятых норм относятся более внимательно, на востоке и юге требования намного демократичнее.

    «Калым и выкуп, как необходимое условие свадьбы, сохранены, но даются и собираются они исключительно как помощь детям для будущей жизни. Во время сватовства стороны договариваются о сумме расходов, взаимопомощи и размере выкупа за невесту», — говорит Улфат Мамадшоева, жительница города Хорог, областного центра Горно-Бадахшанской автономной области.

    По ее словам, родители молодоженов стараются избегать излишеств и дополнительных трат. Все делается по обоюдному согласию и во внимание принимаются экономические показатели семей брачующихся.

    Редкие семьи отказываются от выкупа и приданого для невесты. Размеры негласных выплат составляют от 1000 до 5000 долларов и больше, в зависимости от благосостояния конкретной семьи.

    Основные затраты на проведение всех традиционных семейных обрядов – свадьбы, поминок или обрезания — ложатся на мужчину. Их проведение строго обязательно. Даже наименее затратное из этих мероприятий обойдется в 1000 долларов.

    Упорядочивающий траты закон

    По мнению психологов, проблема кроется в национальном таджикском характере. Мужчина в сознании таджиков — добытчик. А тут он не может не то что достойно обеспечить семью, а элементарно заработать на хлеб.

    «Время вносит свои корректировки в национальные обычаи. Теперь многое зависит от финансовых возможностей семьи. Но провести церемонию «как надо» считают своим долгом все, иначе засмеют, и на тебя будут показывать пальцем. Люди боятся и стесняются общественного мнения, залезают в долг, уезжают в многолетнюю миграцию, но свадьбу проводят хорошо. Все понимают, что это неправильно, но открыто выразить свое несогласие или поступить иначе не решаются», — полагает Ниссо Саидова, жительница Хатлонской области.

    Между тем, таджикские власти несколько лет назад приняли закон об упорядочении национальных обычаев, торжеств и обрядов. В новом законе строго расписаны правила и требования для тех, кому предстоит сыграть свадьбу или провести ритуальные обряды.

    Власти настоятельно рекомендует согражданам сократить расходы на проведение религиозных обрядов и свадеб и поделить свадебные траты между семьями жениха и невесты.

    До принятия нового закона, по данным комитета по делам религии Таджикистана, жители страны тратили на проведение семейных торжеств до 1 миллиона долларов, при том, что около 50% таджикистанцев, по официальным данным, живут за чертой бедности.

    Свадьба в кредит

    Закон регламентирует также время проведения торжеств, число приглашенных гостей, количество угощений и сами торжества.

    Полностью отменены смотрины, девичники и мальчишники, а также распространенные в Таджикистане поминальные встречи через 20 дней, каждый четверг и другие подобные мероприятия.

    «В целом за 8 лет действия этого закона было проведено более 1 миллиона 175 тысяч свадеб и обрядов, на которые жители потратили 3 575 149 таджикских сомони (около 571 млн долларов). Таким образом благодаря введенным ограничениям удалось сэкономить более 13 млрд сомони (более 2 млрд долларов)», — сказал Русской службе Би-би-си Афшин Муким, пресс-секретарь комитета по делам религии Таджикистана.

    Дискуссия вокруг размера свадебных расходов в пору экономического кризиса, когда одни призывают уменьшить траты, а другие выступают за сохранение национальных традиций предков, продолжается в обществе и сегодня.

    В последние годы в таджикском обществе очень сильно возросло влияние ислама, который также обязывает выплачивать выкуп за невесту.

    «Мне пришлось самому зарабатывать деньги на свадьбу. Пришлось уехать на заработки в Россию, где я проработал около пяти лет. Вернулся домой, сыграл свадьбу, но заработанных денег не хватило, пришлось взять кредит в банке. И вот теперь через месяц после свадьбы я снова уеду на заработки, кредит-то надо возвращать. Можно было обойтись без многих вещей, но мне очень не хотелось обижать родителей, которые хотели провести свадьбу с учетом всех старых и новых традиций», — рассказывает Камол Рашидов, житель Душанбе.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector