Million-flowers74.ru

Миллион подарков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Старинная русская игра

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • Фан-клуб wolfleo (11)
  • Украина (6)
  • Ретро-фото (5)
  • Интересные факты о кино (3)
  • Кулинарные рецепты. Необычные блюда (0)
  • (0)
  • 18+ для совершеннолетних (624)
  • Афоризмы (138)
  • Беларусь (48)
  • Видео (44)
  • Гороскопы (51)
  • Детям (298)
  • Дизайн, креатив, (207)
  • Для дачи (134)
  • Для дневника (31)
  • Женщины (388)
  • Живопись (85)
  • Загадки (153)
  • Заговоры (197)
  • Заготовки на зиму (286)
  • Здоровье (379)
  • Знаменитости (883)
  • Игры (97)
  • Иконы (12)
  • Интересные факты (3680)
  • Разоблачаем легенды и мифы. (105)
  • Интересные факты о животных (94)
  • Интересные архитектурные сооружения (43)
  • Тайны русского языка (8)
  • Самые,самые. (7)
  • Интересные факты о разных странах (642)
  • Япония (27)
  • Китай (25)
  • Эмиграция (1)
  • Искусство (9)
  • Исторические личности (445)
  • Исторические факты. (632)
  • Картинки (290)
  • Кино (147)
  • Документальный фильм (7)
  • Кино.Сериалы (20)
  • Кино зарубежное (56)
  • Кино СССР (16)
  • Кошки (74)
  • Кулинарные рецепты. (796)
  • Кулинарные рецепты. Мультиварка (21)
  • Кулинарные рецепты. Напитки (74)
  • Кулинарные рецепты. Рыба (4)
  • Кулинарные рецепты.Выпечка (922)
  • Пирожки (20)
  • Кулинарные рецепты.Закуски (2)
  • Кулинарные рецепты.Салаты (160)
  • Кулинарные рецепты.Сладкое (78)
  • Магия (253)
  • Гадание (57)
  • Молитвы (28)
  • Мужчины (71)
  • Мультфильмы (31)
  • Народная медицина (523)
  • Необычные люди (473)
  • Оптические иллюзии (15)
  • Оружие (136)
  • Полезные советы (1028)
  • Аквариум (4)
  • Полезные советы для вашего компьютера (57)
  • Праздники (99)
  • Прикольные животные (23)
  • Притчи (6)
  • Россия. (308)
  • Сделай сам (106)
  • Секреты красоты. (243)
  • События в мире (144)
  • СССР (285)
  • Ссылки (81)
  • Стихи (128)
  • Тесты (45)
  • Ужас (320)
  • Юмор (2033)
  • Из социальных сетей (299)

неизвестно

неизвестно

Я — фотограф

Витебск

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Интересы

Постоянные читатели

Сообщества

Статистика

Старинные русские игры

Суббота, 23 Февраля 2013 г. 13:34 + в цитатник

Встарь наши предки коротали долгие зимние вечера дома, в семейном кругу. В крестьянских избах развлекались подвижными играми в «Колючки» , «Медведя» или «Дергача». Знатные же люди жаловали игры настольные, такие как карты, шахматы

Дети предпочитали играть в брюльки: крючком на леске вытягивали из кучки по одной игрушке так, чтобы не задеть остальные. Молодежь играла в «Курилку»: передавали по кругу горящую лучину, приговаривая «Жив, жив Курилка, ножки тоненьки, душа коротенька» . Проигрывал тот, в руках у кого лучина гасла.

Многие наверное еще помнят «Колечко» Игроки садятся на скамейку. Выбирается ведущий, у которого будет колечко. Все игроки складывают ладошки «лодочкой». Ведущий держит в сложенных ладошках колечко или любой другой мелкий предмет (пуговица, камешек). Проводя своими руками между ладоней каждого игрока, ведущий незаметно вкладывает кому-нибудь в руки колечко. Затем чуть отходит в сторону и говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» После этих слов задача игрока с колечком быстро встать, а других участников – удержать его на скамейке. Удалось вскочить – стал ведущим. Нет – ведущий остается прежний.

Так же еще не забыли «Море волнуется раз». По числу играющих ставятся стулья в два ряда, чтобы спинка одного стула соприкасалась со спинкой другого. Каждый играющий должен хорошо помнить свой стул, где он сидит. После того, как все усядутся, выбранный ведущий кричит: «Море волнуется!» Все играющие вскакивают и бегают вокруг стульев. Ведущий улучает момент, когда каждый отбежал далеко от стула, и неожиданно для играющих кричит: «Море утихло!». После этого нужно занять свое место, а так как ведущий занял один из стульев, то между играющими происходит суматоха и каждый старается захватить то место, какое попалось. Играющий, оставшийся без места, становится ведущим.

А как вам «Камешки» ? Игра ведется пятью камешками в течение двух минут. Пойманные камешки выводятся из игры. Игра завершается через шесть туров. На шестом туре все пять камушков берутся в ладонь, подбрасываются вверх и подхватываются тыльной стороной ладони, затем четыре камушка стряхиваются. Последний камешек подбрасывается вверх, и за время полета остальные четыре подбираются со стола. При завершении шестого тура участнику присуждается пять очков. При прохождении шести туров без ошибок в течение предоставленного времени присуждается пять очков. Кстати, игра ведется только одной рукой. Смена рук не допускается.

А сколько было уличных игр! Вот например игра, о которой с удовольствием вспоминают старожилы, называется «Мастер и подмастерье».

В земле выкапывают три ямки по прямой линии, в двух шагах друг от друга. Игрок отходит от ямок на 40 шагов и кидает камешек в первую ямку. Если попал, бросает во вторую, затем в третью, потом в обратном порядке. Если попал во все ямки, ты «мастер», если только туда или обратно — «подмастерье», а если запнулся на одной из первых ямок, то ты «ученик».

И уже редко встретишь детей, играющих в салки, ловички, горелки. Да и слов таких современные дети уже не знают. Однако, важно вспомнить, что игрушек у наших бабушек и дедушек особо и не было, а те, что были – чаще всего самодельные, но игры были одна другой интересней, и хотя сейчас доминируют разнообразные и легкодоступные флеш игры онлайн, торжествовать пока рано – время покажет.

Для начала игры использовались так называемые «зазывалки». Многие помнят из детства «Тай-тай, налетай … ». Конечно, таких «зазывалок» огромное количество, тем более что создавались они самими детьми, никакими правилами не ограничивались.

Суть игры ловички (как вариант «салочки») заключается в том, чтобы ведущий (который назначается, либо выбирается) догнал кого-то из участников игры. В настоящее время дети часто называют такую игру «догонялки». Однако, есть несколько усложненных вариантов данной игры. Первый заключается в том, что ведущий бегает за другими игроками, держась за ту часть тела (или место), за которую его поймал предыдущий игрок. Другой вариант: игрок, до которого дотронулся «лов» останавливается, разводя руки в стороны, другие игроки, дотронувшись до него, могут его «расколдовать». Задача ведущего: «заколдовать» всех участников.

Очень популярна и любима на Руси была игра горелки. Скорее всего такое название игра получила оттого, что в старые времена играющие обставлялись огнями. Для игры участники становятся парами, один «горельщик». Водящий становится спиной к парам, произнося фразы в стихотворной форме (варианты различные), но последние слова должны быть обязательно «последняя (первая, вторая, пятая и так далее) пара беги». На последних словах пара, которую назвали, должна обежать дерево (либо какой-либо другой предмет, это оговаривается сразу) и встать первой в колонну. Водящий должен опередить кого-либо из пары и стать на его место. Кто остался без места, тот и становится новым водящим.

Вспоминая старинные русские игры, нельзя пропустить «городки». Задача играющих в том, чтобы битой (обычно используют деревянную) выбить построенные в ряд фигурки (городки). Игра эта может быть как командной, так и одиночной. На выбивание дается несколько попыток. Тот игрок или та команда, которые выбыли наибольшее количество фигур при наименьшем количестве попыток, считаются победителями. Важно расстояние, на которое отходит игрок, чтобы выбить фигуры, количество городков.

Лапта – одна из любимейших игр наших бабушек, которую, к сожалению, уже начали забывать,. Так для игры требуется поле длиной 50-60 метров. Метров 10 от конца поля с двух сторон проводятся линии. За одной линией будет «дом», а за другой – «кон». Играющие разбиваются на части. Первая команда называется «бьющей», вторая «водящей». « Бьющая» команда размещается за линией «дома», «водящая» – на поле. Игрок «бьющей» команды лаптой (деревянной битой) должен ударить по мячу и пробежать до линии «кона» и обратно, пока «водящая» команда ловит мяч и пытается попасть им в него. Если успел добежать –игроки его команды играют дальше в «доме», нет –меняются местами с соперниками. Однако, в момент перебежки «водящей» команды за линию «дома», игроки команды противников могут «запятнать» любого зазевавшегося на поле игрока, тогда команды снова меняются местами. Так на поле происходит постоянная борьба за обладание «домом». Команда игрока, не «запятнавшего» себя, получает очко. Победителем становится команда, заработавшая большее количество очков.

«ногомяч», которую позже укравшие её англичане переименуют в футбол!

именно эту игру запечатлел немецкий художник Христиан Гейслер работавший в России в 1790—1798 гг.

Вот вам «Невод».

Игра проходит на ограниченной площадке, пределы которой нельзя пересекать никому из играющих. Двое или трое игроков берутся за руки, образуя невод. Их задача – поймать как можно больше плавающих рыб, т.е. остальных игроков. Задача рыб – не попасться в невод. Если рыбка оказалась в неводе, то она присоединяется к водящим и сама становится частью невода. Игра продолжается до того момента, пока не определится игрок, оказавшийся самой проворной рыбкой. Детали: Рыбки не имеют права рвать невод, т.е. расцеплять руки у водящих

Удочка. Играющие образуют круг. Водящий, стоя в центре, вращает веревочку с привязанным на конце мешочком с песком – удочку. Играющие перепрыгивают через веревочку, когда она проходит под ногами, стараясь не задеть ее. Коснувшийся веревки становится водящим. Детали: Вращение веревки должно производится не выше уровня колен

Играли на рубеже века XVIII и века XIX и в азартный «Пристенок»

Участники этой азартной игры поочередно ребром монетки ударяют об стенку, чтобы она упала на землю как можно ближе к монетам соперников. Если до соседней монетки можно дотянуться пальцами, то монетку можно забрать.

Или в более компактные в инвентаре «Бабки»

Играли в «Свайку»

Игра на вроде ножичков но играть полагалось кованным заостренным стержнем — «свайкой» и метали её не просто в землю а в специальное металлическое кольцо.

Играли в «Орел или решка?»

На пасху катали яйца и яйцами бились

И конечно же до тех пор пока не появился легендарный комдив Чапаев, наши предки не шутя рубились в «Русские шашки»

Да сколько их было, не перечислить

Рубрики:Игры

Процитировано 7 раз
Понравилось: 3 пользователям

Русская народная игра — это забава и учение для детей

Хотя игры на Руси всегда считались забавой, наши предки придавали им огромное воспитательное значение. Где еще, как не в игре, ребенок познает мир, взаимоотношения между сверстниками, отношения между старшими и младшими, учится выполнять правила, подчиняться им.

Читать еще:  Игра за столом наливайка где передается бутылка

Нынче всем известно, что игра – основа детской жизни. Психологи утверждают, что через нее малыш получает необходимые знания, умения. Благодаря игре, он формируется как личность, приобретает социальные навыки. Это все очень хорошо понимают, но зачастую родители не находят возможности активно играть с детьми. Много интересных детских забав заменил компьютер. К сожалению, психологи фиксируют тот факт, что влияние игры на личность ребенка ослабевает в силу разных причин.

Полезность народных игр

Заботливые родители, осознавая свою занятость и невозможность полноценно общаться с ребенком, стараются окружить его разнообразными игрушками. Это хорошо, так как у малыша должна быть возможность через игрушку познавать мир вокруг себя. Но, чаще всего, с приобретением игрушек все заканчивается потому, что взрослые считают свою миссию выполненной. Между тем, чтобы дошкольник играл, его надо научить этому. Когда малыш умеет играть самостоятельно, тогда ему большое количество игрушек не понадобится.

Какие игры лучше всего предложить детям? Как найти игру, которая объединит взрослого и ребенка? Эти вопросы помогут решить русские народные игры. Они отбирались веками, до нас дошли самые любимые и популярные, которые легко организовать в любой обстановке: на отдыхе, дома. Пришла пора современным родителям узнать, в какие игры играли прадеды, чем они полезны для наших детей.

Праздничные забавы

Даже в старину народные игры объединялись в разные группы. Они различались по назначению, числу участников, сложности правил, возрасту детей. Однако, большинство народных игр настолько уникально, что каждая из них по своим характеристикам может войти в любую группу.

Для удобства использования можно разделить все игры на праздничные и повседневные. Праздничные народные игры для дошкольников хороши тем, что доставляют массу удовольствия и развлечения участникам. Дошколята радуются самому игровому процессу, возможности общаться со сверстниками или более старшими детьми без каких-либо условностей.

В таких развлечениях заложено минимальное количество несложных правил, которые легко соблюдать, поэтому они великолепно годятся для разного рода празднеств, когда собирается много детей: дней рождений, семейных торжеств, праздничных мероприятий.

В русских народных играх для детей легко участвовать, так как они содержат незамысловатые сюжеты, там действуют знакомые персонажи, правила понятны и доступны малышам. Все это вызывает интерес у дошкольников, желание принять участие в общей игре.

Кроме того, в век компьютеров, когда много говорят о неправильной осанке у детишек, малоподвижном образе жизни, вызывающем всевозможные заболевания, народные игры ‒ прекрасная возможность для побуждения ребят к движению, воспитания у них таких качеств как смекалка, сноровка, ловкость, находчивость. Еще одна положительная сторона таких развлечений ‒ там могут участвовать дети разного возраста, начиная от малышей, заканчивая старшеклассниками.

Какие интересные игры предложить детям?

В универсальных забавах «Бой петухов», «Петушки и курочки», «Утки и гуси», «Ловишка с козликом», «У медведя в бору», которые отражают в своей тематике живой мир и имитируют повадки животных, могут принять участие дошкольники и ребята постарше. Всем нравятся игры, которые дают возможность побегать от души, проявить свою находчивость. В них активно развиваются двигательные навыки, приобретаются новые умения.

Игра «Бой петухов»

В потехе «Бой петухов» игроки, с поджатой ногой пытаясь удержать равновесие, подпихивают друг друга плечами.

Победителем становится игрок, вынудивший своего соперника опуститься на ноги.

Игра «Петушки и курочки»

Забава «Петушки и курочки» является парной, что позволяет ребенку почувствовать себя ответственным за сверстника. Объединившись по двое, за определенное время игроки собирают крупные семена (например, тыквы), рассыпанные на земле.

Победителями считаются игроки, собравшие большую часть зерен.

Также можно посмотреть на старинные развлечения с бегом.

Игра «У медведя в бору»

Забава «У медведя в бору» ‒ классика жанра, хорошо известна и большим, и маленьким, прочно вошла в программу дошкольных учреждений. Для проведения игры на противоположных сторонах площадки прочерчивается две черты. У одной располагается водящий, имитируя спящего медведя, у другой ‒ остальные. Взрослый подает сигнал, и дошколята неторопливо, «собирая грибы и ягоды», идут к «медведю». Бежать нельзя, пока не будут сказаны все слова. Четверостишие, сопровождающее действия игроков, простое, легко запоминается, поэтому произносится хором:

«У медведя во бору грибы, ягоды я рву. А медведь не спит, все на нас глядит! ».

Окончание стишка ‒ сигнал «медведю», который бежит за детьми. Он ловит игроков, пока они не добегут до своей черты. Затем водит ребенок, которого поймали.

Для разнообразия можно использовать потешку посложнее:

«У медведя во бору грибы-ягоды я рву. А медведь не спит, все на нас глядит. А потом как зарычит и за нами побежит! А мы ягоды берем и медведю не даем. Идем в бор с дубинкой, бить медведю в спинку! ».

Игра «Утки-Гуси»

Развлечение «Утки-Гуси» помогает детям проявлять выдержку, сноровку, так как по правилам к цели надо идти «утиным шагом». Играя, участники образуют круг, руки держат за спиной. С мячиком в руках водящий идет по кругу и произносит несколько раз слово «утка», затем неожиданно для всех меняет слово, произнеся «гусь». Мячик быстро кладется в руку одному из игроков. Затем водящий и ребенок с мячом идут влево-вправо, двигаясь навстречу друг другу по кругу. Каждый стремится дойти первым до «пустого» места, откуда началось движение. При встрече игроки здороваются: «Доброе утро (день, вечер)! ».

Побеждает игрок, пришедший первым. Ведущим становится тот, кто пришел последним.

Игра «Ловишка — козлик»

Подвижная игра «Ловишка — козлик» состоит из традиционного содержания и правил, какие есть в любой подобной игре. В качестве варианта можно использовать образ разных животных, например, «Ловишка – волк». Выбирается «козлик», игроки произносят потешку: «Козлик серенький, Хвостик беленький, Мы тебя напоим, Мы тебя накормим, Ты нас не бодай, А в ловишку поиграй». Проговорив хором четверостишие потешки, игроки убегают, а «козлик» их ловит, стараясь «забодать», имитируя движения животного.

С учетом возраста малышей, их интересов аналогичные игры можно всегда найти в разных источниках.

Традиционные русские забавы

В праздники среди русских народных игр пользовались успехом развлечения с большим числом участников, когда можно было поделиться на группы и соревноваться друг с другом. Игры с соревновательным элементом испокон веков были любимы детьми разных возрастов, так как дают возможность померяться силой, удачей, сноровкой. К таким традиционным русским забавам можно отнести «Горелки», «Перетяни веревочку», «Цепочки» и аналогичные им.

Игра «Перетяни веревочку»

В игре «Перетяни веревочку» по сторонам площадки размещают два обруча. По земле протягивают веревочку так, чтобы концы ее оказались в середине каждого обруча. Дошколята распределяются на две группы. Участники каждой из них, по очереди, встают в свой обруч, потом по сигналу водящего (взрослого или старшего ребенка): «Раз, два, три, беги!», меняются обручами, стараясь как можно быстрее добежать до места соперника и дернуть веревочку. Тот, кто быстрее и без ошибок выполнил действия, становится победителем. Вслед за первой парой бежит вторая, потом третья, и так до конца.

Выигрывает команда, участники которой были быстрее, и чаще выдергивали веревочку. В этом соревновании обязательно участвует взрослый, чтобы следить за соблюдением правил.

Игра «Горелки»

В классической игре «Горелки» игроки встают парами в колонну. Поднятыми вверх руками образуют «ворота», через которые проходят все пары. Впереди всех, спиной к другим игрокам, встает водящий, которого еще называют «горящий». Игроки хором произносят потешку: «Гори, гори ясно, Чтобы не погасло! Глянь на небо, Птички летят, Колокольчики звенят. Динь-дон, динь-дон, Выбегай скорее вон! ». На последних словах дети в паре, оказавшейся впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат: «Раз, два, не воронь, А беги, как огонь! » Водящий поворачивается, догоняет убегающих детей.

Если игрокам удается взять друг друга за руки, и «горящий» остается ни с чем, то они опять встают позади колонны. Водящий опять ловит или «горит» другую пару: игра повторяется.

Если получается поймать кого-то из убегающих игроков, то составляется новая пара. Водящим становится игрок, оставшийся без пары.

Игра «Цепочки»

В «Цепочках» игроки также образуют две команды. Считалочкой, например: «Шла кукушка мимо сети, А за нею малы дети. Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить! », выбирается «разбивала», который будет разбивать «цепочку». Команды располагаются напротив друг друга, участники крепко держатся за руки. Водящий разбегается, бежит к «цепи» соперников, стараясь ее разрушить.

При удаче он уводит соперника в свою группу, если не получилось, сам остается у соперников. Команда с большим количеством игроков становится победителем.

Аналогичных развлечений собрано и сохранено в народной копилке достаточно много. Большая часть их актуальна и любима поныне, например:

Другие ‒ «Плетень», «Звонарь», «Лапта» и прочие подзабыты, имеют более сложные правила, которые нужно с детьми предварительно заучить. Каждый родитель может подготовить увлекательные забавы, потехи, развлечения для проведения детских праздников. Все зависит от заинтересованности, желания самих взрослых.

Народные игры в повседневной жизни дошкольника

Для повседневного досуга нужно выбрать игры, в которые ребенок мог бы играть самостоятельно, но и в них игровой процесс должен захватить его. Этому помогут следующие развлечения:

Игра «Малечина-калечина»

Потеха «Малечина-калечина» является старинной забавой. По правилам для действия берут гладкую палочку, которую вертикально устанавливают на кончике пальца и начинают считать: « Малечина-калечина, сколько часов до вечера? Раз, два, три…» . Считают до тех пор, пока палочка не упадет. Как вариант, палочку можно располагать на ладони, предплечье, колене. При падении палочку следует подхватить другой рукой, чтобы действие продолжилось.

Полезна забава для развития у дошколят моторики, ловкости, упорства.

Игра «Бирюльки»

Традиционным народным развлечением являются «Бирюльки», небольшие деревянные палочки или фигурки. Игрок двумя пальчиками или специальным крючком выхватывает какую-либо фигурку, не задевая соседние палочки. Надо побуждать ребенка, чтобы он стремился усердно выбирать фигурки. Некоторым детям не хватает терпения.

Читать еще:  Игра вопрос ответ для пенсионеров

Такая забава воспитывает усидчивость, мелкую моторику, что очень актуально для ребенка.

Игра «Фанты»

Известная игра «Фанты» очень увлекательна для дошколят, если они умеют в нее играть. Она не требует специального места, оборудования. Полезна детям дошкольного возраста, так как и развлекает, и помогает развивать память, речь, воображение. Играть можно взрослому вместе с ребенком. Ведущий начинает: «Вам прислали сто рублей, Что хотите, то купите, Черный, белый не берите, Да и нет не говорите!». Ребенок внимательно выслушивает вопросы, старается при ответах не использовать запретные слова. Например, на вопрос: «Вы поедете на бал? », можно ответить: «Поеду». Примерные вопросы и ответы могут быть на старинный лад: «В каком платье вы будете? ‒ Я надену красивое платье», «Вы поедете в карете? ‒ Пойду пешком». Или современными: «Вы пойдете в булочную? Вы будете покупать там хлеб? ». Если игрок сбивается, он отдает ведущему фант (какой-либо предмет), а потом в конце игры «выкупает» его. Для «выкупа» фантов можно предложить дошкольнику спеть песенку, прочитать стихотворение, можно использовать другие увлекательные задания.

Игра «Прятки»

Особенно дети любят традиционную забаву «Прятки», содержание и правила которой, хорошо известны всем. Ее можно организовать на природе и дома. Для заинтересованности малышей используется потешка: «Раз, два, три, четыре, пять, начинаю я искать. Кто не схоронился, я не виноват. Кто за мной стоит, тому три кона водить» . Затем все прячутся, а ведущий старается найти. Выбор другого ведущего может иметь несколько вариантов. Например, ведущим может стать участник, которого обнаружили первым, или использовать считалочку.

Стишки, считалки, которые являются неотъемлемой частью забав, можно сказать их визитной карточкой, помогают увлечь дошкольников, развивают их речевые навыки, воображение. Поэтому при выборе народных игр лучше отдать предпочтение тем, где есть народный фольклор.

Из перечня представленных игр видно, что, несмотря на простоту в сюжетах, правилах, действиях, решаются многие вопросы воспитания. Когда дошкольник усвоит правила старинной игры, он будет с удовольствием играть в нее. Многое зависит от родителей, которые могут увлечь ребенка народными играми.

Старинная русская игра

Старинная русская народная игра «Бояре» имеет глубочайшие корни. Когда-то такие игры имели глубокий сакральный смысл – взросление и переход ребенка-девочки во взрослое состояние. Со временем, потеряв свое «магическое» значение игра стала детской забавой, веселым провождением времени.

Правила старинной русской народной игры «Бояре»

Играющие делятся на две равные команды. Обе команды выстраиваются друг напротив друга. Играющие крепко сцепляются руками. Один ряд двигается к другому и поет. Под первую строчку наступает, под вторую отходит назад. Затем двигается и поет свою «партию» второй ряд. Так оба ряда попеременно двигаются и ведут диалог:

Молодые, а мы к вам пришли!

Бояре а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

Бояре, нам невеста нужна!

Молодые, нам невеста нужна!

Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

Игроки первой команды совещаются и решают, кто из второй команды им «мил». «Невестой» в данном случае может быть и мальчик, и девочка. Выбрав «невесту» продолжают игру:

Бояре, нам вот эта мила! (указывают на выбранную невесту)

Молодые, нам вот эта мила!

Можно закончить первую часть игры на этом месте. После того, как «невеста» выбрана, команда «женихов» берется за руки, а «невеста» разбегается и старается с разбегу прорвать цепь игроков, разъединить руки играющих. Если это удалось, то «невеста» возвращается в свою команду, если нет, то переходит в другую. Это короткий вариант игры, но можно сыграть и в длинный. После выборов «невесты», она оставаясь в своей команде, отворачивается. Теперь «женихи» видят только ее спину. Диалог продолжается:

Молодые, она дурочка у нас!

Бояре, а мы пряничком ее!

Молодые, а мы пряничком ее!

Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят.

Бояре, а мы плеточкой ее!

Молодые, а мы плеточкой ее!

Бояре, она плеточки боится,

Молодые, она плеточки боится!

Бояре, не валяйте дурака!

Отдавайте нам невесту навсегда!

После чего, как и в коротком варианте, «невеста» пытается прорвать цепь играющих.

Особенность старинной русской народной игры «Бояре» в двухрядном построении играющих. Зачастую в эти два противоположных ряда собирались люди из разных деревень или с разных улиц. Такое двурядное построение не менее древнее, чем построение круговое, хороводное.

Разбить детей на две команды можно с помощью жеребьевок, издавна использовавшихся ребятами для этих целей.

«А мы просо сеяли» — старинная русская игра

В очень похожей на «Бояр» старинной русской народной игре «А мы просо сеяли» обрядовые корни сохранились намного дольше. Еще 100-150 лет назад в нее играли на Красную горку и Духов день взрослые девушки и недавно вышедшие замуж женщины-молодухи. Цель этой игры была пробудить плодородие земли, обеспечить обильный урожай. А для незамужних девушек – удачно и скоро выйти замуж.

Так же, как и в игре «Бояре» выстраивались в две шеренги и двигались наступая и отступая. В один рад вставали замужние молодки – они начинают игру. Во второй девушки. Причем двигать им было надо в соответствии со сторонами света.

Те, кто запевал песню двигались с востока на запад – по солнцу, а второй ряд с запада на восток – против солнца.

Старинная русская народная игра «А мы просо сеяли»:

Каждая строчка повторяется два раза – первый раз шеренга двигается вперед, во второй назад.

— А мы просо вытопчем, вытопчем!

— А чем же вам вытоптать, вытоптать!

— А мы ее конями, конями.

— А мы коней в плен возьмем, в плен возьмем.

— А мы коней выкупим, выкупим.

— А чем же вам выкупить, выкупить.

— А мы дадим сто рублей, сто рублей.

— Нам не надо тысячу, тысячу.

— А чего же вам надобно, надобно.

— А нам надо девицу, девицу.

— А каку ж вам девицу, девицу.

Команда, выбирающая девицу совещается, а потом поет, называя имя выбранной:

— Она у нас вшивая, вшивая!

— А мы ее вычешем, вычешем!

— А чем же вам вычесать, вычесать!

— Она у нас дурочка, дурочка!

— А мы ее выучим, выучим!

— А чем же вам выучить, выучить!

— А мы ее плеточкой, плеточкой!

— Открывайте ворота, принимайте девицу!

После этих слов одна из девушек переходит к замужним молодкам. Они поют:

— В нашем полку убыло, убыло!

— В нашем полку пиво пьют, пиво пьют!

— В нашем полку слезы льют, слезы льют!

Эти игры, наряду с хороводными, еще в начале XX века были весенними календарными играми .

Облегченным вариантом игр «Бояре» и «А мы просо сеяли» можно считать русскую народную игру «Цепи кованые». Цель у игры та же — разорвать цепь противника.

Внеклассное мероприятие по физической культуре «Забытые старые русские игры»

Презентация к уроку

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

(Слайд 1) “Забытые старые русские игры”

Инвентарь: гимнастические палки, канат, гири, скакалка.

Место проведения: спортивный зал.

Задачи:

  • способствовать расширению кругозора учащихся;
  • содействовать взаимодействию и взаимопониманию;
  • развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
  • развивать активность и самостоятельность;
  • формировать знания о русских играх и забавах.
  • Цель: вспомнить и познакомиться с неизвестными русскими играми и забавами.

    …через детей последующих поколений
    детские игры снова повторяются, снова
    оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют… Е.А. Покровский.

    Ведущий: Русские народные игры имеют многовековую историю, они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции. Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту.

    В суете обычных дней.
    Старины своей не помним,
    Забываем мы о ней.
    Вспомним старые забавы,
    Вспомним русскую игру.

    Ученикам предлагается вспомнить как можно больше русских игр и забав.

    Дети по очереди называют игры и дополняют друг друга.

    (Слайд 4) Игра “Пятнашки”

    Начинают игру с выбора водящего, его называют пятнашкой. Все участники игры разбегаются по площадке, пятнашка их догоняет. Кого он коснулся рукой, тот становится пятнашкой.

    Правила:

    1. Детям по ходу игры нужно внимательно следить за сменой водящих.
    2. Пятнашка не должен бегать только за одним играющим.

    (Слайд 5) Игра “Прятки”

    Выбранный детьми водящий закрывает глаза и ждёт, пока все спрячутся. По сигналу идёт искать детей. Каждого найденного он громко называет по имени, тот быстро выбегает из укрытия и бежит к дому, водящий его догоняет и старается запятнать. Запятнанный игрок становится водящим. По ходу игры бывает и так, что найденный успел добежать до дома незапятнанным, тогда водящий снова водит, а играющий прячется со всеми вместе.

    (Слайд 6) Игра “Горелки”

    Перед началом игры нужно выбрать водящего, того, кто будет “гореть”, — отсюда и название игры. Все участники игры встают парами друг за другом, водящий впереди, на расстоянии двух шагов от играющих. Участники игры говорят нараспев слова:

    Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Стой подоле,
    Гляди на поле:
    Ходят грачи
    Да едят калачи.
    Птички летят,
    Колокольчики звенят!

    Как только пропоют эти слова, водящий должен посмотреть на небо, а дети последней пары отпускают руки и тихо пробегают вдоль колонны, один слева, другой справа. Когда они поравняются с водящим, все громко кричат ему:

    Читать еще:  Музыкальная подвижная игра в средней группе

    Двое детей бегут вперед, ловко увёртывается от водящего, стараются взять друг друга за руки. Если они возьмутся за руки, то “горелка” им не страшен, они спокойно идут и становятся впереди первой пары, а водящий вновь “горит”.

    Но если водящему удаётся поймать одного из убегающих, он встает с ним впереди всей колонны, а “горит” тот, кто остался без пары. Игра продолжается до тех пор, пока не пробегут все пары.

    Правила:

    1. Водящий не должен поворачиваться назад.
    2. Он догоняет убегающих сразу же после слов: “Беги, как огонь!”.
    3. Игроки последней пары начинают бег только с последними словами: “Колокольчики звенят!”.

    (Слайд 7) Игра “Чижик”

    Ведущий очерчивает мелом квадрат — «клетку», в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку — «чижик». Все по очереди подходят к «клетке» с другой длинной палкой и бьют по «чижику», который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют «чижика» на лету, стараясь загнать его в «клетку». Правда, нужно быть внимательным, чтобы самому не попасть под удар вместо «чижика».

    (Слайд 8) Игра “Третий лишний”

    Игроки становятся по кругу попарно, друг за другом. Догоняльщик становится внутри круга, а третий лишний остаётся снаружи. Игра начинается, когда третий лишний встаёт за какой-нибудь парой в виде добавки. А суть игры состоит в том, что догоняла должен догнать и запятнать третьего лишнего. Третий лишний может спастись от пагони, если забежит между парами и встанет перед какой-нибудь парой. Теперь в этой паре образуется новый третий лишний – это тот, кто стоит сзади и который должен убежать от догоняльщика.

    (Слайд 9) Игра “Удочка”

    Игроки становятся по кругу “рыбки”, а ведущий в центре круга “рыбак”. Игра начинается. “Рыбак” спускает с руки удочку и начинает поворачиваться вокруг своей оси, а “рыбки” должны перепрыгивать через удочку, а “рыбы” поочерёдно начинают подскакивать, стараясь непопасться на крючок. А кто пойман — выходит из круга. “Рыбак” крутит удочку в другую сторону. Так, один за другим, игроки выбывают из игры. Игра кончается, как только выбыл предпоследний игрок. А последний, самый ловкий, считается выигравшим, ему в награду вручается удочка, и он становится “рыбаком”.

    (Слайд 10) Игра “Ворота”

    Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки — это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка.

    Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

    Ворота пропускают не всегда.
    Первый раз прощается,
    Второй — запрещается.
    А на третий раз
    Не пропустим вас!

    С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

    (Слайд 11) Игра “Штандер”

    Чертим мелом круг, на который встают все участники игры. Выбираем водящего. Он берет мяч и становится в центр круга.

    Водящий подбрасывает мяч над головой и выкрикивает имя любого из стоящих детей, который должен поймать мяч и теперь становится новым водящим. Пока мяч в воздухе — дети бросаются врассыпную.

    Если водящий поймал мяч с лета, то он выкрикивает нового водящего, подкинув мяч вверх.

    Если мяч не пойман, а подобран с земли, то, как только он окажется в руках у водящего, тот кричит: «Стоп!». Тогда все участники должны замереть. Водящий пытается осалить кого-нибудь мячом с того места, где был подобран мяч. Попал — водить будет осаленный. Промахнулся — снова води!

    И в том и в другом случае все снова встают на круг и игра начинается вновь.

    Игра прекращается по взаимному согласию.

    (Слайд 12) Игра “Казаки разбойники”

    Играющие делятся на две группы. Одна по жребию изображает казаков, а другая – разбойников. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой дом (стан). Они уходят на ловлю разбойников, одного казака оставляют сторожить стан. Пойманных разбойников казаки приводят в стан. Игра кончается, когда все разбойники все будут пойманы. Игра особенно интересно проходит на лесной опушке, где есть деревья, кустарник, небольшие ямки. Чтобы отличить разбойников от казаков, можно повязать косынки на шею или на рукав. Если игра проходит на опушке леса, то нужно ограничивать место, где должны прятаться разбойники.

    (Слайд 13) Игра “Гуси-лебеди”

    Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные – гуси лебеди. На одной стороне площадки дом, где живут хозяин и гуси, на другой — волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей: “Гуси-лебеди, домой!”. Гуси отвечают: “Старый волк под горой не пускает нас домой!”, “Ну, бегите же домой!”. Гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманный выходит из игры. Игра кончается, когда все гуси пойманы.

    Правила:

    1. Гуси могут лететь домой, а волк ловить их только после слов: “Ну, бегите же домой!”
    2. Гуси, выходя в поле, должны разойтись по всей площадке.

    (Слайд 14) Игра “Палочка-выручалочка”

    Дети выбирают водящего считалочкой:

    Я пойду куплю дуду,
    Я на улицу пойду.
    Громче, дудочка, дуди,
    Мы играем, ты води!

    Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку – выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50–60 см, диаметром 2–3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит:

    Палочка, пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет. После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: Палочка-выручалочка нашла … (имя игрока). Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: Палочка-выручалочка, выручи меня – и постучать по стене. Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место.

    (Слайд 15) Игра “Чехарда”

    Игроки становятся в колонку. Первый номер принимает и.п. согнувшись, подбородок к груди, опираясь руками в колени или в стопы; по сигналу второй номер перепрыгивает через первого и становится в трёх шагах от него в и.п. Следующие игроки выполняют то же как можно быстрее. Когда первый номер окажется последним, он поочерёдно перепрыгивает через всех, стоящих в колонне, возвращаясь на своё место.

    (Слайд 16) Игра “Змейка”

    Дети берут друг друга за руки, образуя цепь. Одного из крайних в цепи играющих выбирают водящим. Он бежит, увлекая за собой всех участников игры, на бегу описывает разнообразные фигуры. Змейка останавливается, закручивается вокруг ведущего.

    Правила:

    1. Играющие должны крепко держать друг друга за руки, чтобы змейка не разорвалась.
    2. Точно повторить движение водящего.
    3. Ведущему не разрешается бегать быстро.

    (Слайд 17) Игра “Лапта”

    Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. Посередине площадки отмечают игровое поле. С одной стороны игрового поля на расстоянии от 10 до 20 м находится город, а с другой — отводится место для кона.

    По жребию игроки одной группы идут в город, а другой — расходятся по полю. Игру начинает ведущий из группы города. Он лаптой забивает мяч, бежит через поле за линию кона и снова возвращается в город. Во время перебежки игроки водящей команды (поля) стараются запятнать бегущего. Если им удается, они переходят в город. В противном случае игроки остаются на своих местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок и также бежит через поле за линию кона.

    Однако не всегда удается игрокам сразу же вернуться в город. В этом случае они ждут, кто их выручит, а выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч.

    Может быть и такой вариант: если тот, кто пробил мяч, не смог сразу же перебежать за линию кона, он ждет, когда мяч пробьет следующий игрок; тогда за линию кона бегут одновременно два игрока.

    Правила:

    1. Игроки города подают мяч в поле по очереди; отбивающий мяч не должен переступать черту города; если в городе остался один игрок, а все остальные за чертой кона, то разрешается ему подать мяч 3 раза; ведущему разрешается пробить 3 мяча.
    2. Игроки поля пятнают бегущего с того места, где поднят или пойман мяч; чтобы быстрее запятнать бегущего, разрешается мяч передавать игрокам своей партии.
    3. Тому, кто не может забить мяч лаптой, разрешается его бросить в поле рукой.
    4. Команда города проигрывает и переходит на игровое поле, если все игроки пробили мяч, но никто не перебежал за линию кона; все игроки перебежали за линию кона, но не вернулись в город; во время перебежки игрока города осалили.

    (Слайд 18) Ведущий:

    “Вдоль ярмарки во конец
    Шёл удалый молодец
    Не товар продавать –
    Себя людям показать.
    “Эй, добры молодцы, выходите,
    Свою силу и ловкость покажите”.

    Класс делиться на две команды, участники соревнуются в силе и ловкости.

    (Слайд 19) Конкурсы:

    1. “Кто перетянет?” Упражнение выполняют в парах (кто первый вытянет за гимнастическую палку из круга партнёра, стоящего напротив).
    2. “Подхвати палку” (кто первый поднимет палку с пола; в и.п. ученики стоят друг к другу спиной).
    3. “Забава для силачей”. Участникам предлагается за 30 сек. поднять как можно больше раз гирю.
    4. “Третий лишний”.
    5. “Удочка”.
    6. Перетягивание каната.

    Ведущий: Подводит краткий итог, участники конкурсов награждаются сладкими призами.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector