Million-flowers74.ru

Миллион подарков
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как играют взрослые дети

40 простых идей для игр с детьми, которые оставляют яркие воспоминания

Совместные игры — это невероятно простой способ оставить в воспоминаниях ребенка яркий след и укрепить моторику, логику и отношения!

Недавно мы писали о 75 ярких воспоминаний, которые обязательно нужно подарить ребенку. Мы бы хотели продолжить в том же духе! Ведь, мы – родители уже взрослые, однако у многих в памяти остались игры в которые играли в детстве. И мы конечно же помните с кем мы играли! СОВМЕСТНЫЕ ИГРЫ — это невероятно простой способ оставить в воспоминаниях ребенка яркий след, укрепить моторику, логику и отношения!

СЫГРАЙТЕ В ЭТИ ИГРЫ ВМЕСТЕ С ВАШИМ РЕБЁНКОМ,
ЧТОБЫ ВОСПОМИНАНИЯ О ЕГО ДЕТСТВЕ БЫЛИ ЯРКИМИ!

  1. Бег с “яйцом”. Шарик от пинг-понга кладем на чайную ложку и бегаем по всей квартире, стараясь удержать шарик на ложке. От 3 лет.
  2. Болтуны. Быстро-быстро говорим. Кто сможет дольше? От 3 лет.
  3. Быстро соображаем. Один игрок быстро называет какое-нибудь слово. Другой тут же должен сказать, что ему в связи с этим пришло на ум. Потом меняемся ролями. От 4 лет.
  4. Ветеринарная больница. Мягкие игрушки укладываем в постель и лечим: перевязываем, даем лекарства, измеряем температуру, ставим компрессы и т.д. От 3 лет.
  5. Гримируемся. Раскрашиваем лицо перед зеркалом в ванной. От 4 лет.
  6. Даем имена. Для каждого пальчика придумываем какое-нибудь смешное имя. От 2 лет.
  7. Держим равновесие. С вытянутыми в стороны руками идем, как канатоходец, по самому краешку ковра. От 3 лет.
  8. Забиваем голы. Веревочкой обозначаем на ковре ворота. С некоторого удаления бросаем по воротам шарики от пинг-понга. Каждое попадание приносит очко. От 3 лет.
  9. Загадываем про людей. Смотрим в окно. Придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории. От 4 лет.
  10. Игра в ведьму. Из веревочки выкладываем круг. Это – дом ведьмы, в котором один из игроков – ведьма – подстерегает добычу. Остальные ползают вокруг ведьминого дома. Когда ведьма выходит наружу, все очень быстро удирают. От 2 лет.
  11. Игра в привидение. Все закутываются в белые платки и кружат по квартире, как привидения, с ужасающими звуками. От 4 лет.
  12. Игра в собачку. Одного игрока выбирают собачкой. Другие водят его на поводке по всей квартире. От 2 лет.
  13. Игра в ступеньки. Поднимаемся по лестнице ступенька за ступенькой. Каждой новой ступеньке придумываем имя. От 5 лет.
  14. Игра с магнитом. Магнит кладем под бумагу, а на бумагу – монетку. Магнитом двигаем монетку по бумаге. От 4 лет.
  15. Игра в фанты. Собираем с игроков фанты. Других спрашиваем: “Что должен сделать игрок, которому принадлежит этот фант?” От 3 лет.
  16. Играем в дорожное движение. Толстой кистью и красками рисуем на большом листе бумаги улицы. Когда краски высохнут, начинаем кружить по дорогам игрушечной машинкой. От 2 лет.
  17. Играем в кафе-мороженое. Наполняем стаканчик из-под йогурта фруктовым соком, йогуртом и т.п. и замораживаем. Мороженое украшаем и подаем на стол. От 3 лет.
  18. Играем в прятки. Один прячется в квартире, а другие должны его найти. От 2 лет.
  19. Играем в разбойников. Прячем в комнате несколько предметов. Вернувшиеся в комнату игроки должны отыскать пропажу. От 4 лет.
  20. Игрушечные деньги. Монеты кладем под бумагу. Мягким карандашом трем поверх монетки. Бумажные деньги вырезаем. От 5 лет.
  21. Изображаем змею. Чем больше игроков, тем лучше. Бегаем по квартире друг за другом. Направляющий говорит игрокам, что они должны делать, например ползти вокруг стола или кувыркаться по комнате. От 3 лет.
  22. Ищем картинки. Участник игры высматривает себе в иллюстрированной книжке какую-нибудь картинку. Другие должны ее угадать. От 2 лет.
  23. Ищем колечко. Колечко незаметно перекладываем в кулак другого игрока. Нужно угадать, в какой руке спрятано колечко. От 4 лет.
  24. Картинки-кляксы. Брызнуть тушь на бумагу. Бумагу сложить кляксой внутрь, затем снова развернуть. Из отпечатков нарисовать картинку. От 3 лет.
  25. Качели. Один ложится на покрывало, другие поднимают его повыше и качают. От 5 лет.
  26. Кегли. Кубики расставляем на ковре, как кегли, и сбиваем их теннисным мячиком. От 2 лет.
  27. Клеим коллаж. Газетные или журнальные страницы разрываем на кусочки. Из этого выклеиваем цветной коллаж. От 3 лет.
  28. Комнатка из коробки. Из обувной картонной коробки делаем комнату. Рисуем на бумаге мебель, вырезаем и вклеиваем ее в коробку. От 5 лет.
  29. Кроватки из спичечных коробков. Из спичечных коробков мастерим кроватки, из бумаги вырезаем подходящие по размеру подушечки и одеяльца. Рисуем на бумаге человечков, вырезаем и укладываем в кроватки. От 5 лет.
  30. Кто дальше дунет. Дуем на пробки от бутылок так, чтобы они отлетели как можно дальше. От 3 лет.
  31. Лента из домино. Костяшки из домино составляем друг за другом в длинную ленту, ставя их на короткое ребро. Когда лента будет готова, первую костяшку подталкиваем. Все костяшки падают, опрокидываясь одна за другой. От 2 лет.
  32. Мастерим животных из бумаги. На плотной бумаге рисуем любых животных. Вырезаем. Приклеиваем полоску картона в качестве подставки. От 5 лет.
  33. Мастерим книжку с картинками. Вырезаем картинки из каталога или журнала. Вклеиваем в тетрадь и украшаем обложку. От 4 лет.
  34. Мастерим кораблики. Из ореховой скорлупы делаем кораблики: приклеиваем из бумаги треугольные паруса. Кораблики пускаем плавать в тазу или в ванне. Дуем на них в разных направлениях. От 2 лет.
  35. Мать и ребенок (отец и ребенок). С переменой ролей: взрослые играют детей и наоборот. От 2 лет.
  36. Мозаика. Из бумаги вырезать прямоугольник. Затем разрезать его на 10 частей разной формы. Кусочки перемешать. Снова составить прямоугольник из кусочков. От 5 лет.
  37. Нанизываем сердца. Вырезаем сердечки из цветной бумаги. В каждом сердце проделываем отверстие и нанизываем на шнурок. Цепочку подвешиваем. От 5 лет.
  38. Напеваем. Один из играющих начинает напевать мелодию. Другие должны ее узнать. От 3 лет.
  39. Наряжаем кукол. Делаем из лоскутов наряды для кукол. От 4 лет.
  40. Обрисовываем руку. Руку кладем на бумагу. Карандашом обрисовываем по контуру. Вырезаем и разрисовываем красочными узорами. От 5 лет.

Консультация для родителей на тему: «Взрослые, дети, игра»
консультация на тему

Консультация для родителей на тему: «Взрослые, дети, игра»

Скачать:

ВложениеРазмер
konsultatsiya_dlya_roditeley.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему: «Взрослые, дети, игра»

В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом.
Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактические, т.е. обучающие и подвижные). Во всех этих видах игр используется игровой материал.

Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребёнка. Когда ребёнок совершает какие-то действия с игрушкой, у неискушённого наблюдателя складывается впечатление, что он играет. Но это не означает, что он играет: он совершает отдельные игровые действия вне сюжетного контекста, т.е. осуществляет лишь отдельные фрагменты целостной игровой деятельности.
В настоящее время нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Это связано, прежде всего, с тем, что группы в детских садах в основном одновозрастные, а из этого вытекают последствия: не осуществляется передача сюжетов, правил игр от старших детей младшим; семьи в большинстве своём малочисленны; старшие дети в семье обычно чересчур заняты, «заорганизованны»; родители в силу занятости, или неумения, или непонимания того, какое значение имеет для ребёнка игровая деятельность, редко играют с детьми. Так вот в такой ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры и средством для игры остаётся лишь игрушка, не способная к сожалению заменить живое общение, познание взаимоотношений.
Сюжетно-ролевая игра — это особая деятельность детей, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к серьёзной, настоящей деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события. Воссоздание — оно осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации — позволяет детям реализовать сюжетное событие, определяющее смысловой контекст игры.

Сюжет представляет собой или развёрнутое описание событий, происходящих с какими-то персонажами, ситуаций, в которые они попадают, отношений, в которые они вступают (такими сюжетами могут выступать сказки, рассказы), или свёрнутое описание, обозначающее лишь тему игры, основных персонажей, действия и отношения которых воспроизводятся в процессе (игра в «дочки-матери»), ситуацию, в которой развёртывается событие (игра в «больницу», «магазин»).
Традиционные игры передаются детям в общении с близкими взрослыми уже в раннем детстве. Мать (или другой близкий взрослый), желая позабавить ребёнка, вызвать его активность, рассказывает ему несложные ритмичные сюжетные тексты типа «Сорока-белобока», «Коза рогатая». При этом она не просто рассказывает, но и показывает несложные действия по ходу рассказывания, подкрепляя действия соответствующей интонацией, мимикой. Общаясь, таким образом, с ребёнком, взрослый ведёт игру как целостную деятельность, включающую и персонажи, и действия, и события, т.е. переводит традиционный сюжет в процесс игры.
Первоначально играет взрослый, ребёнок участвует как зритель; его участие выражается лишь в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия малыша. По мере того, как ребёнок овладевает способами игровой деятельности, взрослый начинает организовывать его самостоятельную игру, а сам всё чаще и чаще отстраняется от совместной деятельности. Малыш попадает в мир игрушек, в мир играющих детей. Иными словами, он переходит от узкой, семейной игровой традиции к игровым традициям, задаваемым воспитателями детского сада, дворовой группой и т.д.

Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом, родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

Сколько времени нужно уделять игре?

Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило, любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше.

Роль родителей в игре

Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать, как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом, его воспитывая.

Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

1. Игра не должна строиться на принуждении.

2. Игра — творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести ее в другое русло.

Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты — пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно — главный герой.

Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше вспомните, насколько хорошо вы объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно, стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к «чудищу», в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.

Самые распространённые сюжетные игры

Самая, пожалуй, древняя сюжетно-ролевая игра – это игра в «семью». Обычно ребенок сам начинает в нее играть, и от родителя требуется только ее контролировать, а также постараться понять, как он оценивает родителей и близких, не существуют ли какие-либо проблемы.

Через ролевую игру ребенка можно знакомить с различными профессиями, особенно, если их представителем является кто-то из родителей. Классические примеры: игра в шофёров, врачей, полицейских, учителей и т.д.

Сюжетно-ролевую игру можно провести даже в самом ограниченном пространстве (например, в автомобиле, во время длинного путешествия, если вы, конечно, не за рулём). Для этого вам хватит … рук. Делаем ножки с помощью указательного и среднего пальцев рук, и человечек побежал. Придумайте роли для своих человечков и вперёд, преодолевать самые разные препятствия. В этой игре большим плюсом является возможность физического и духовного контакта родителя с ребенком.

С помощью исторических игр, например, в рыцарей, принцесс можно познакомить ребенка с другим миром, развить интерес к историческому прошлому.

Также очень важно помогать или хотя бы не препятствовать строительству домика для ребенка – под столом, накрытым шторой, из стульев, из подушек и т.д. Даже взрослым необходимо пространство для уединения, где можно собраться с мыслями, почувствовать себя защищённым, дошкольнику же особенно это важно. Это место, которое он может осознавать как «своё» и предаться там своим фантазиям.

Кроме того, сюжетно-ролевые игры могут помочь ребёнку справиться с различными детскими страхами. Например, если ребёнок боится воды, то игра «купаем куклу» поможет справиться с этой проблемой.

Как играть с детьми?

Как организовать игровое пространство в многодетной семье? Какие игры для этого нужно использовать? Какое участие в игре должен принимать взрослый? На эти и другие вопросы отвечает психолог и многодетная мама Екатерина Бурмистрова.

Многодетная семья — это сложное сообщество со многими ярусами жизни. Внизу ползают младенцы, которые не знают, что можно что-то сломать, испортить, бегают дети, которые уже пробуют это делать. Чуть выше располагаются дошкольники. Они любят рисовать, играть в первые настольные игры. И хорошо бы чтобы те, кто ползают и бегают, им не мешали.

За столами сидят школьники, которые делают домашнее задание, а на досуге занимаются какими-то сложными поделками. А еще выше на кроватях-ярусах живут младшие подростки и подростки, которые не любят, чтобы к ним приставали и взрослые, и дети — у них свои занятия и увлечения.

И маме нужно каким-то образом организовать игровое поле, в котором могли бы участвовать все дети. Как это сделать?

Игры, не требующие родительского участия

Существуют всем известные игры, не требующие особого родительского участия. Это подвижные, моторные (прятки, догонялки, колдунчики) и сюжетно-ролевые игры («Дочки-матери», «Королевство», «Пираты»). Их могут организовать старшие дети для младших. Почти в любой многодетной семье они идут хорошо. Потому что в многодетной семье, в отличие от малодетной, дети еще играют. Проблема малодетной семьи состоит в том, что родители вынуждены постоянно привлекать ребенка к игре, потому что он не умеет. Как говорят психологи, детская игра сейчас вымирает.

Развивающие игры. Как играть с детьми?

Что касается игр дидактических, развивающих, настольных игр, среди которых есть и сложные, тут не всегда можно обойтись без помощи родителей. Родители должны вводить в игровое пространство новые типы игр, иначе интеллект детей не будет правильно развиваться. Старшие дети не смогут до конца осознать назначение таких игр.

Особенности многодетных семей таковы, что если в старших детей родители еще вкладываются интеллектуально, иногда даже больше, чем нужно, то все остальные дети могут, к сожалению, интеллектуального развития от родителей недополучать.

Сложно в одну реку войти дважды: если мама учила первого ребенка по кубикам Зайцева, то проходить это для второго и пятого захочется далеко не всем родителям. Родители либо ищут другие варианты, чтобы и им было интересно, либо вообще не занимаются интеллектуальным развитием детей. С этим надо бороться.

В России проблемой особенностей интеллектуального развития детей в многодетных семьях почти не занимаются, так как нет достаточной статистической выборки, но есть ряд зарубежных исследований, результаты которых говорят, что дети с большим порядковым номером имеют худший уровень интеллектуального развития при тех же возможностях и способностях. Этой проблемой занимались известные американские психологи — Адлер и Ричардсон.

И в моей практике были такие случаи. Родители не фокусируют внимания на средних и младших детях. Я считаю, что настольные и дидактические игры — это прекрасный способ обратить внимание родителей на интеллектуальное развитие средних и младших и не терять контакт со старшими, входящими в сложный подростковый возраст. Настольные игры — эта отличная альтернатива компьютерным играм.

Дидактическая игра — это обучающее занятие. Она имеет целью не столько развлечь и увлечь, сколько преподать знания в «нететрадной» форме.

Дидактические игры помогают развитию логики, категоризации, мелкой моторики. Самые известные из таких игр — это разного рода геометрические мозаики, конструкторы, игры-противоположности, — например, животные и детеныши. Они могут быть карточными, деревянными, из пластика.

Замечательные разработки, развивающие мышление, предложены в играх Никитиных: «Сложи узор», «Уникуб», «Кубики для всех» . Сюда же входят логические блоки Дьенеша, позволяющие через работу с предметом формировать категории мышления цвета, размера и величины. Логическая мозаика учит ребенка логическому разделению по цвету, форме, высоте.

Родители — профессионалы

В многодетных семьях родители — профессионалы. Поэтому, если финансовые возможности позволяют, набор дидактических игр должен быть большим.

Маме сложно заниматься с 3-4-летним ребенком, учить его формам и цветам. Если существует определенная дидактическая игра, к обучению проще подойти.

Из того, что можно купить в России, могу порекомендовать игры фирмы Равенсбургер. У них есть серия Лого от 1 до 7. Они помогают формировать основные категории мышления, простые логические соответствия, цвет, форму, размер, счет азбуку, время.

Первая Лого подходит детям 2,5-3 лет. А последняя №7 предназначена для школьников. Каждая по своему интересна, Лого 6, например, замечательная игра, позволяющая узнать часы. Поскольку с какими-то играми уже знакомы старшие дети, то они могут в игровой форме научить младших братиков и сестренок.

Интерес к дидактическим играм пропадает довольно быстро. Навык освоен, автоматизирован, интерес пропал, нужно водить игру другого уровня.

К тому же дети очень любят обучать этим играм своих кукол, но это уже происходит без участия старших. Дидактика (обучение) должна быть в меру творческих способностей матери и характера ребенка. Одна из функций таких игр — обучение вниманию. После них не истощается желание ребенка сидеть за партой. Если занятия дома будут происходить только по книжкам и тетрадкам — даже рисование будет очень напоминать ребенку занятия в саду или в клубе. Нельзя школьника переутомлять тетрадными занятиями. Дома должна быть мягкая форма обучения.

Особую сложность представляют собой неусидчивые дети. Они ни во что не играют хорошо. Игра для них форма тренинга. Сегодня на 5 минут сконцентрировались. Завтра пытаемся на 10, через пару месяцев на 20.

Их противоположность — заторможенные дети, они тоже будут учиться работать со своим темпом. Их глобальная школьная проблема — они все осваивают, но медленнее чем остальные. Из-за этого их оценки ниже.

Настольные игры. Как играть с детьми?

У настольных игр огромный диапазон коррекционных возможностей. Среди них есть как самые простые, знакомые всем с детства — ходилки, кубики, так и сложные логические, в которые и взрослым будет сложно играть.

Качественные ходилки тоже могут быть обучающими. В них учат действовать по правилам — не как тебе хочется, а как договорились. Для дошкольника — это задача. У младшего ребенка в многодетной семье иногда возникает тенденция «косить под малышей». Они ориентированы не на свою возрастную норму, а на поле младших детей. Отчасти это происходит потому, что они не хотят ответственности, а еще потому, что большое количество малышей в семье тормозит развитие. Ребенок психологически оказывается младше своего календарного возраста. Этот недуг входит в многодетную семью, начиная со второго ребенка.

Но в игре не помалютишься. Надо соблюдать правила, о которых заранее договариваются, а не скандалить и не кричать.

Перед тем, как сесть за игру, правила надо объяснить так, чтобы понял самый маленький.

Настольные игры-ходилки состоят из коробочки с игровым полем, с деревянной или пластиковой основой, игровыми аксессуарами, правилами.

Удобнее всего записать на коробке возраст, количество игроков и время, на которое рассчитана игра.

Игры зарубежных разработчиков (Habba, Taktika Burger, Elk) дороже, но интереснее и крепче. А в многодетной семье игры должны быть крепкими, неубиваемыми.

Лото и домино — первые настольные игры. Их знают все родители, но не все знают, что нужно играть в них с 2,5 лет, а не с 4-х, как у нас обычно пишут на коробках.

С 4 лет игровые возможности ребенка очень сильно расширяются. Он взрослеет, растет возможность саморегуляции, интеллект, усидчивость, внимание.

Я рекомендую, чтобы начиная с 4,5 лет была игра с кубиками.

Замечательная для разновозрастного коллектива игра — бирюльки. Фигурки собирают миниатюрными крючками, чтобы кучка не рассыпалась. Помимо того, что нужно руководствоваться правилами и концентрировать внимание, сразу видно, сочувствуют проигравшему или радуются. Это лакмусовая бумажка, точный анализ положения в коллективе.

В настольных дидактических играх также хорошо видна реакция ребенка на неудачи. Проигрывать надо уметь, а не воспринимать проигрыш как катастрофу. Один мальчик при мне опрокидывал доску с шашками и кричал: «Я хочу только выигрывать!». В этой ситуации игра становится тренингом, обучением. Это поле коррекции, педагогической работы родителей. Важен процесс: кого-то можно и утешить, но, ни в коем случае не поддаваться. Надо дать возможность ребенку избавиться от гневной и панической реакции на поражение.

Мотивация к игре

Дети способные, целеустремленные очень мотивированы на успех. Эту мотивацию можно немного сдвинуть.

Если игра на умелость, то разновозрастных детей посадить за игровое поле очень сложно. 12 летний и 5 летний никогда не будут равны. Поэтому в большой семье наиболее удачные игры комбинированные. Наиболее известна на российском рынке — Монополия, считается игрой экономической. В нее с огромным удовольствием играют и младшие школьники, и подростки и мамы и папы.

Для подростков хорошо подходит Манджонг — классическая китайская игра. Она была популярна в российских дворянских семьях в начале века. Это китайское домино со сложными правилами.

Дженка — игра на ловкость: деревянная башня на брусочках которые нужно определенным образом выдвигать и складывать в более высокую башню. Это игра на контроль себя, пространственное соотнесение и выдержку, она очень полезна для нервных детей.

В составление кроссвордов можно играть вчетвером и больше. В игре «Эрудит» тренируется речевое мышление, грамотность и пространственное мышление. Из фишек, на которых написаны буквы, нужно составить максимальное количество слов. Она очень полезна и для ребенка который учится читать, и для ребенка, у которого есть проблемы с грамотностью.

Еще хотелось бы поговорить об играх парных. Они дают многодетной маме возможность небольшой кусок времени посвятить конкретному ребенку, показать свою любовь младшим, найти подход к старшим. Сюда относятся крестики-нолики, морской бой… В них есть момент логического развития и общения.

Ну и наконец, для многодетных семей важны игры для праздника: шарады, контакт, ассоциации.

Контакт — речевая игра. Команда задумывает слово. Ведущий загадывает первую букву слова. Из другой команды его спрашивают: «Это не такое сладкое в обертке?» — «Нет, не конфета». Когда отгадывают первую, ведущий загадывает вторую букву. В эту игру удобно играть в машине или поезде во время путешествия.

В шарадах надо изобразить движение, фразу, они прекрасно разнообразят игровое наполнение семейного праздника.

Читайте также:

«В детстве не наигрался»

«Мой муж, которому сейчас 32 года, каждый день приходит с работы и садится за компьютер «пострелять, побегать с топориками, — рассказывает 27-летняя Ирина. — Я сначала переживала: странно, что взрослый мужчина играет с друзьями в Сети. А потом подумала — ну а что такого, может, нужно человеку разрядиться. Если это не влияет на отношения, меня это не волнует». Не волнуется — пока что — и Инесса, чей 14-летний сын, бросая школьный рюкзак у порога, несется к компьютеру. «Конечно, я слежу, чтобы не упустить момент, когда его перестанет интересовать что-либо, кроме игр. Но сейчас его внимания хватает на все — и на учебу, и на друзей, и на компьютерные игры».

С помощью игры мы решаем определенные задачи. На каждом этапе взросления они разные. И если был сбой и мы что-то недорешали вовремя, то наверстываем, будучи уже далеко не детьми. Поэтому ребенок должен наиграться до 7 лет, причем сделать это правильно. Какие же задачи дети решают на разных этапах своего развития?

Принимать правила

«Считается, что к 7 годам ребенок должен научиться играть по правилам. Именно в этом возрасте дети становятся школьниками, а школа — это система жестких правил. С момента рождения психика человека постоянно усложняется. И если поначалу ребенок пытается манипулировать игрушками, брать в руки погремушки, то с года до двух с половиной лет он увлечен стереотипными играми», — говорит Татьяна Пуйда. Именно в этот момент дети могут подолгу «переливать из пустого в порожнее»: они играют водой, пересыпают песок или муку из одной посуды в другую. Многие родители недооценивают важность этого процесса. Им больно видеть, что дитя бессмысленно проводит время. Но это не так. Дети учатся играть самостоятельно, ими движет желание познавать мир, занимать себя. Им важен не результат, а процесс.

Важно, чтобы родители соблюдали баланс: в любом возрасте давали ребенку пространство и время для самостоятельных игр

«Лет семь назад ко мне приходило на прием много родителей с похожими проблемами, и это не случайно, — вспоминает Татьяна Пуйда. — Лет 12-15 назад было модно раннее развитие, когда ребенка постоянно чем-то занимали, ему не давали возможности самостоятельной игры — той самой, когда он часами может переливать воду из тазика в кувшин и обратно, получая огромное удовольствие от процесса».

«Ранних» детей чуть ли не с рождения учили работать на результат — если что-то делать, то непременно с какой-то целью: складывать кубики, читать слова и так далее. У таких детей в будущем могут возникать различные сложности, начиная с постоянной зависимости от хорошей оценки со стороны, заканчивая сложностями в формировании эмпатии. Вследствие этого не развивается сочувствие и сопереживание к другим людям, что может привести к неспособности устанавливать отношения. Такие дети обладают энциклопедическими знаниями, но их эмоциональная сфера остается на уровне трехлетнего ребенка — в этом возрасте ребенок только начинает осознавать свои эмоции и эмоционально отделяется от матери.

Чтобы исправить ситуацию, нередко требуется длительная психотерапия. «Ребенок, которому навязывали игру, не решил задачу получения удовольствия от процесса», — продолжает психотерапевт. Поэтому важно, чтобы родители соблюдали баланс: в любом возрасте давали ребенку пространство и время для самостоятельных игр, не заполняли своими указаниями и активностью весь световой день. Но и совсем оставлять ребенка в одиночном плавании не стоит, ведь часто дети копируют нас и в игре, учась взаимодействовать с миром.

«Стрелялки» или свинка Пеппа?

Во что играют дети? Это зависит от того, какие задачи они решают и какова их ведущая деятельность в том или ином возрасте. До 7 лет это игра, с 7 до 11 лет — учеба, с 12 до 17 лет — общение. «Если 10-летний или 13-летний ребенок не зациклен на какой-то одной игре, если не страдает учеба, он продолжает общаться со сверстниками, то можно не волноваться», — считает психотерапевт.

Иногда увлечения диктуются модой или трендом среди ровесников: сначала весь класс играет в «Ферму», затем в Fallout (серия постапокалиптических ролевых компьютерных игр. — Прим. ред.). Другое дело, когда школьник «зависает» на чем-то одном и другие сферы жизни начинают страдать: он замыкается в четырех стенах, пропускает занятия, перестает за собой следить. Для родителей это тревожный звонок: сын или дочь столкнулись с какой-то проблемой, которую их психика не в состоянии решить. И, возможно, пора обратиться к психологу.

Нередко родителей беспокоит, что дети увлечены страшилками или «кровавыми» сетевыми играми. Играя в «войнушку», дети сбрасывают агрессию. Недаром они придумывают страшилки, играют в монстров и зомби. «Ребенок должен научиться справляться со страхом, но этот страх должен быть таким, чтобы психика смогла его переварить. Если эта задача не была решена, то во взрослом возрасте человек постоянно «заигрывает» со своими страхом, например, выбирает экстремальные виды спорта или лихое вождение», — поясняет Татьяна Пуйда.

Иногда в подростковом возрасте дети регрессируют в играх. «Это самый сложный период, когда мы перепрыгиваем пропасть — мы уже не дети, но еще и не взрослые. И эти метания проявляются во всем: перестраиваются все системы организма, за неделю ребенок может вырасти на 20 см, а сердце еще осталось прежним. Иногда подростки начинают тайком играть в детсадовские игры — свинку Пеппу или лего». Это не должно пугать родителей, считает психотерапевт.

Тетрис помогает справиться с эмоциями

И это не шутка: выбор выгодной стратегии в игре помогает нашему мозгу переключиться, снизить силу эмоций, вызванных травмирующими воспоминаниями. «Лекарство» в виде этой игры актуально не только для взрослых, но и для подростков, бурно переживающих шквал разных эмоций. Психологи обнаружили, что после шести часов игры в тетрис мы меньше концентрируемся на недавно пережитом потрясении.

«Наши воспоминания так устроены, что возникают вновь и вновь в самые неожиданные моменты, — говорит Эмили Холмс, руководитель исследования. — Их вызывают звуки, запахи и зрительные образы, которые напоминают о том, что мы предпочли бы забыть. Игра в тетрис помогает ослабить этот эффект».

Когда мы решаем игровые задачи, связанные с подбором удачных вариантов для укладывания падающих блоков, наш мозг задействует те же участки, что и при сохранении чувственных образов. И пока эти зоны «заняты», эмоции, вызванные воспоминанием, просто не успевают возникнуть и не могут причинить нам боль.

Пять признаков игры

Но далеко не все, что мы называем игрой, вписывается в это понятие. Некоторые азартные или спортивные игры таковыми считать нельзя. Нидерландский философ, историк и исследователь культуры Йохан Хёйзинга выделил пять признаков игры:

  • Удовольствие не от результата, а от процесса (похоже на то, что испытывают маленькие дети до 2,5 лет).
  • Способность к воображению и игре понарошку, когда дети изображают, что пьют из несуществующей чашки или стреляют из невидимого автомата.
  • Понятные правила.
  • Свобода входа и выхода, когда можно отказаться от участия.
  • Ограничение в пространстве и времени, когда ребенок понимает, что есть вход в игру и есть выход из нее.

Любое нарушение этих правил означает, что перед нами не игра. Например, ребенка вовлекают в нечто, что не доставляет удовольствия, а то и вовсе вгоняет в отчаяние и страх, или запрещают покинуть игру. «В таком случае налицо насилие и нарушение границ, — предупреждает психотерапевт. — В моем детстве часто говорили: «Делу время — потехе час». Тогда я понимала это как необходимость заслужить отдых и игру, да и вообще потеха — это нечто не ценное, дело — важнее. Сейчас мне кажется, в этой поговорке заложен иной смысл: в жизни ценно и то, и другое. И дело, и игра должны быть конечны, и нужен переход от первого ко второму и обратно».

Иначе из таких детей вырастают трудоголики, не умеющие отдыхать. Нередко родители манипулируют желанием ребенка поиграть, наказывают тем, что за проступки запрещают играть. «Ребенок должен быть уверен, что у него есть право на удовольствие, что эта такая же важная часть жизни. И оно не зависит от оценок, вымытой посуды или хорошего поведения. Так, взрослея, мы учимся получать удовольствие от жизни и понимать, что права на отдых не надо заслуживать круглосуточной работой».

Нужно ли детям играть в войну?

Инна Шифанова, психолог

  1. Невозможно и не нужно запрещать мальчикам игру в войну, но не надо навязывать военные игры и игрушки.
  2. Чем «круче» военные игрушки, чем больше они похожи на настоящее оружие, тем меньше они развивают творческое воображение и тем больше они способствуют романтизации войны и жестокости.
  3. Мишенью игрушечного оружия никогда не должен быть реальный человек. Это создает чувство превосходства.
  4. Жесткое разделение игрушек для мальчиков (пистолет) и для девочек (куклы) создает проблемы в общении. Другой пол воспринимается оценочно, как лучше или хуже меня.
  5. Злость и превосходство, которые чувствует ребенок, направляя на товарища игрушечный пистолет, могут испугать его самого. Ведь до этого он считал себя добрым.
  6. Если ребенок постоянно рисует войну и только черно-белыми красками, это должно вызывать тревогу воспитателей.
  7. Мужество — это свойство личности, связанное с достоинством, а не с агрессией. Образ настоящего мужчины опасно связывать исключительно с оружием.
  8. Любовь к Родине — это не гимны и пафос. Как любая любовь, она интимна и требует тишины. Патриотизм не может быть агрессивным. Военные игрушки должны воспитывать защитника, а не агрессора — и это зависит от воспитателей.
  9. История страны не равняется истории войн. Важно, чтобы образ мирной жизни и мирных занятий был более привлекательным.

Об экспертаx

Татьяна Пуйда, детский психолог, экзистенциальный психотерапевт.

Читать еще:  Вопросы к интеллектуальным играм
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector